«Баня»

Время читать Михаила Зощенко

Говорят, граждане, в Америке бани отличные. 
Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет — мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт. 
Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику: 
 — Гуд бай, — дескать, — присмотри. 
Только и всего. 
Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают — стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко! 
А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно. 
У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку), — дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой. 
А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать — некуда. Карманов нету. Кругом — живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь. 
Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошёл в баню. 
Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытьё? Грех один. 
Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли. 
Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, её себе взять, а гражданин не выпущает. 
 — Ты что ж это, — говорит, — чужие шайки воруешь? Как ляпну, — говорит, — тебе шайкой между глаз — не зарадуешься. 
Я говорю: 
 — Не царский, — говорю, — режим шайками ляпать. Эгоизм, — говорю, — какой. Надо же, — говорю, — и другим помыться. Не в театре, — говорю. 
А он задом повернулся и моется. 
«Не стоять же, — думаю, — над его душой. Теперича, — думаю, — он нарочно три дня будет мыться». 
Пошёл дальше. 
Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался — не знаю. А только тую шайку я взял себе. 
Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться — какое же мытьё? Грех один. 
Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь. 
А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся — опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки — мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один. 
«Ну их, — думаю, — в болото. Дома домоюсь». 
Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои. 
 — Граждане, — говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где. 
А банщик говорит: 
 — Мы, — говорит, — за дырками не приставлены. Не в театре, — говорит. 
Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка. 
Подаю банщику верёвку — не хочет. 
 — По верёвке, — говорит, — не выдаю. Это, — говорит, — каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди, — говорит, — когда публика разойдётся — выдам, какое останется. 
Я говорю: 
 — Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, — говорю. Выдай, — говорю, — по приметам. Один, — говорю, — карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, — говорю, — верхняя есть, нижних же не предвидится. 
Всё-таки выдал. И верёвки не взял. 
Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл. 
Вернулся снова. В пальто не впущают. 
 — Раздевайтесь, — говорят. 
Я говорю: 
 — Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, — говорю. Выдайте тогда хоть стоимость мыла. 
Не дают. 
Не дают — не надо. Пошёл без мыла. 
Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес? 
Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник. 

Все буквы этого произведения взяты здесь (там еще есть)